Андрей Ильницкий Андрей Ильницкий
Андрей Ильницкий Андрей Ильницкий
Политические интересы Книгоиздательский бизнес Личные интересы Друзья. Ссылки Обсуждения
E-mail Андрея Ильницкого: ami@amicable.ru

 Ваше мнение 
«Живой журнал» Андрея Ильницкого
 Опрос   —› результаты
Кто будет президентом-2008? Иллюстрация…©…temasha.narod.ru
Кто будет президентом-2008?
C.Глазьев
Б.Грызлов
В.Жириновский
А.Жуков
Д.Зеленин
Г.Зюганов
С.Иванов
А.Илларионов
М.Касьянов
Д.Козак
В.Матвиенко
Д.Медведев
Б.Немцов
В.Путин
В.Потанин
Д.Рогозин
В.Рыжков
С.Собянин
А.Ткачев
Ю.Трутнев
Н.Федоров
А.Хлопонин
А.Чубайс
С.Шойгу
Г.Явлинский
В.Якунин
"Темная лошадка" от        силовиков
"Темная лошадка" от        бизнеса
"Темная лошадка" от        гос.бюрократии
"Темная лошадка" из        парт.бюрократии
"Темная лошадка" из        регионов

 Друзья-партнеры 

Партия "Единая Россия"
EdinRos.ru



MSPS.ru


Фонд "Либеральная миссия" Евгения Ясина
Liberal.ru



 Статистика 
Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100  eXTReMe Tracker


Internet Map
Geo Visitors Map

Valid HTML 4.01 Transitional
Политика / Доклад Е.Ясина "Модернизация экономики и система ценностей" ]

Е.Г.Ясин "Модернизация экономики и система ценностей"
Научная публикация Высшей Школы Экономики

Оригинал публикации взят с сайта Фонда "Либеральная миссия" Евгения Ясина (книга в формате PDF).


Предисловие:


Чем больше времени числит история постсоветской России, чем ясней становится медлительность и противоречивость происходящих изменений, тем чаще обращаемся мы к системе ценностей, к культуре в самом широком смысле как наиболее инерционным факторам, влияющим на экономический рост и развитие страны. Очевидно, что успех модернизации российской экономики в значительной мере зависит от того, будут ли происходить необходимые изменения в культуре, в неформальных институтах, в системе ценностей, и если будут, то таким темпом и в каких направлениях. Эти изменения, по сути, образуют не только условия успеха модернизации, ее социальный контекст, но, если задуматься, наиболее глубинное ее содержание, результат: мы сами должны стать другими, чтобы сделать страну процветающей.

Во многих из нас живет убеждение, что нам ничего не поможет, процветание не наш удел, потому что мы такие, т.е. таков наш национальный характер, такова культура, которые не переделаешь. Большевики совершали революцию в надежде, что, переменив экономические отношения, они в конечном счете переменят и характер народа. Не получилось. Говорят: можно вытащить мужика из деревни, нельзя вытащить деревню из мужика. Так ли это?

Говорят и иное: не надо стараться изменить то, что не поддается изменениям. Напротив, реформы надо проводить так, чтобы учесть особенности культуры, национальные ценности, чтобы не насиловать природу народа. Но тогда возможно ли добиться цели, сделать Россию процветающей страной в ряду наиболее развитых стран?

Эти вопросы и обсуждаются в настоящем докладе.



Полный текст доклада читайте здесь.


Просветительский центр МШПИ

На сайте "Просветительского центра Московской школы политических исследований" была подобрана хорошая коллекция ссылок на материалы в Интернете по теме "Российская политическая культура". Рекомендуем познакомиться:

  • Политическая культура
    Показателями уровня развития политической культуры в обществе являются наличие гражданских и политических прав личности, то, насколько они соответствуют международным правилам, степень реализации и защиты этих прав, стиль и формы межпартийной борьбы, парламентская и непарламентская лексика общения политических деятелей и многое другое.

  • В.П.Любин, АВТОРИТАРИЗМ ИЛИ ДЕМОКРАТИЯ: ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА РОССИИ НА ТРАНСФОРМАЦИОННОМ ПЕРЕПУТЬЕ
    Вопрос о выборе пути: демократия или авторитаризм все это время оставался актуальным для России, жившей в обстановке стабильной нестабильности. На этот выбор оказывали воздействие глубинные тенденции российского общественного сознания, давние национальные традиции. При всей внешней показательно демократической атрибутике режима, установленного при Ельцине, из него постоянно выпирали наследственные для России автократические черты. "Проблема состоит в том, что мы оказались не подготовленными к свободе, - пишет тот же Бовин. - Томас Манн однажды сказал, что демократия есть готовность духа к политике. "Дух" подавляющего большинства людей новой России оказался, однако, не готовым к политике. Из-за этого наша демократия - это демократия выжившей номенклатуры, армии чиновников и маложеланной элиты из нуворишей, которых прозвали "олигархами". Это своего рода "паблик рилейшнз"-демократия, паразитирующая на низкой политической культуре населения. Но все же, лучше такая демократия, чем вообще никакая. Главнейшее свершение ельцинского десятилетия состоит в том, что "царь Борис" сохранил демократическое наследие Горбачева". "Я убежден, - заключает Бовин, - что Россия не свернет с демократического пути"

  • Политическая культура населения: состояние и влияние на политические процессы
    Результаты выборочного социологического опроса населения Российской Федерации

  • ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ГЕРМАНИЙ
    Понятие политической культуры не так давно вообще не употреблялось в политической риторике Федеративной республики. Оно проникло в язык политики через науку, за несколько лет завоевало лексику немецкой политики и сегодня у всех на устах. Частое употребление этого понятия отнюдь не способствовало утешению и прояснению его содержания. Оно стало в современном политическом языке использоваться как для описания поведенческих методов и позиций в отношении политики, так и (во все возрастающей мере) в качестве воплощения норм политического действия и мышления, которые считаются демократическими; со временем оно все чаще заменяет употреблявшиеся ранее понятия «политический стиль» или «политическая мораль». Отождествление политической культуры с нормативным кодексом политического поведения казалось тем более уместным потому, что традиционное немецкое понимание культуры, связанное с идеей прекрасного, истинного и доброго, как и прежде, живет в гражданской традиции и легко поддается переносу на политику. Эстетические мерки традиционного буржуазного понятия культуры заменяются нормами политической морали, уважение которых неотъемлемо от добропорядочной демократии.

  • А.В.Гордон, Великая французская революция как явление русской культуры.
    В середине XIX века, вместе со складыванием революционной ситуации и как ее элемент, в известной части русского общества развился "культ" революции, и он вновь проявил себя в предчувствии близкого рубежа, когда непременное осуществление ее начал в России "отделит новый мир от старого". в сознании демократической интеллигенции революция символизировала "все стремящееся и обещающее переделать неудовлетворительный существующий порядок на новый, непременно лучший, - свободу во всех видах, борьбу со всякими притеснениями, изобличение злоупотреблений, уничтожение предрассудков”.

  • Политическая культура в России. Реферат.
    Понимание особенностей политической культуры России в период падения тоталитарного режима очень важно не только с научной точки зрения, но и с практической, т.к. они могут помочь преодолеть и предотвратить кризисные ситуации. России свойственен мобилизационный тип развития, который описывается как “развитие, ориетированное на достижения чрезвычайных целей с использованием чрезвычайных средств и чрезвычайных организационных форм”. У России есть определенный социально – экономический генотип, который оказывает влияние на все процессы, происходящие в общетсве. Россия обладает также специфическим политико-культурным генотипом. Своеобразие России в том, что у нее прерывная история. Каждый последующий исторический этап отрицает предыдущий, отвергая прежние нормы и моральные ценности. Происходила утрата части накопленных прежде достижений, но некоторые основополагающиеся особенности сохранились и приумножались. Политическая культура оказалась устойчивой в своих основных базовых принципах, поэтому сейчас много говорят о традиционных основах политической культуры, вытекающих из русского национального характера и особенностях нашего исторического развития. Власть в России традиционно носит авторитарный характер, политические представления народа основываются на стихийном монархизме – “вождизме”, когда “монарх” может быть наследственным или избираемым, пожизненным и временным, носить титул императора или генерального секретаря, президента. Эта система пронизывает все общество, вплоть до структур на микроуровне. Очень важен стиль взаимоотношений между обществом и государством, отношением гражданина к государству и государства к гражданину. Государство занимает в общественной жизни России главное положение. Издавна демократические права и свободы давались милостью монарха. Еще Н.Бердяев указывал на двойственность и иррационализм “русской души”, готовность отдать жизнь за свободу, гуманизм и жестокость, “ангельскую святость” и “Зверскую низость”. Причину этого Бердяев видел в неразвитости личностого начала в российском обществе, а также в стихийном коллективизме. В России народ не требует от соего правителя эффективных действий, а все требования адресует к болееее низким инстанциям. Главная функция главного государственного лица – роль арбитра, гаранта законности и порядка. Этим объсняется очень слабая способность народа к самоорганизации, это особенно видно во время кризисных ситуаций, когда видна вся его беспомощность.

  • Политическая культура общества и личности
    Термин политическая культура заключает в себе такие фундаментальные категории, как "политика" и "культура". В политологии существует достаточно много определений этой категории, анализируя которые можно выделить, по крайней мере, два принципиально различных подхода:

    - первый сводит политическую культуру к совокупности политических ориентаций, установок, ценностей, верований;

    - второй - наряду с политическими идеями включает также и деятельностный аспект: социальную практику, политическаое поведение.

    Этот подход представляется наиболее верным и научно обоснованным. Попробуем обозначить наиболее существенные черты этого сложного феномена...

  • Рябев В.В. ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК КАЧЕСТВЕННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
    В современной политологической и политико-социологической литературе стало общепризнанным мнение, что политическая культура представляет собой совокупность ценностей, установок, убеждений, ориентаций и выражающих их символов, которые являются общепринятыми и служат упорядочению политического опыта и регулированию политического поведения всех членов общества. Тем самым политическая культура определяет наиболее типичные образцы и правила политического поведения, взаимодействия власти, индивида и общества.

  • Айвазова С.Г., Кертман Г.Л. ЖЕНЩИНЫ НА РАНДЕВУ С РОССИЙСКОЙ ДЕМОКРАТИЕЙ
    Гендерная асимметрия в российской политической культуре
    Различия в ценностных ориентациях и политических установках мужчин и женщин постоянно фиксируются социологами. Однако комплексный анализ гендерной асимметрии в отечественной политической культуре пока, насколько нам известно, не проводился. Представляется, что для решения этой задачи - разумеется, в первом приближении - нет необходимости вести специальные эмпирические исследования. Достаточно проанализировать уже накопленные данные под соответствующим углом зрения.

    Мы обратились к результатам еженедельных опросов Фонда "Общественное мнение" (ФОМ) за три последних года2. Последовательно рассмотрев все полученные за это время данные - а речь идет о распределении ответов на несколько тысяч вопросов, посвященных великому множеству самых различных социальных и политических проблем и сюжетов, - мы выделили все случаи, когда между суждениями мужчин и женщин обнаруживались более или менее существенные расхождения. В результате в нашем распоряжении оказался весьма внушительный массив данных, позволяющий судить о том, в чем, собственно, заключаются наиболее значимые различия между ценностными ориентациями и политическими установками мужчин и женщин. Анализ этого массива и представлен ниже…

  • Фрейдин Е.О. Политическая культура Японии
    Существенной трансформации политической культуры Японии в послевоенное время способствовали также изменение акцентов в политической деятельности единственной с 1955 года консервативной партии ЛДП и быстрый процесс изменения социальной структуры общества.
    В деятельности ЛДП как правящей партии прежде всего необходимо отметить перенесение акцентов с охраны политических ценностей довоенного периода на стимулирование экономического развития страны. Объединение всех консервативных партий в 1955 году положило конец постоянному соперничеству политиков этого направления в ходе парламентских выборов. Соперничество это осталось как таковое, но местом политической борьбы между консерваторами стала уже не национальная политическая сцена, а внутрипартийные сферы, где главную роль стали играть фракции, первоначально образовавшиеся на базе партий, создававших ЛДП. Новые условия исключили важнейшие источники нестабильности правления консерваторов в 1945-55 годы: 1) существование ряда консервативных парламентских фракций, противостоящих по сути единой левой оппозиции в лице СПЯ, что иногда выводило ее на роль первой политической силы в стране (выборы 1947 года); 2) противоборство между консервативными партиями, когда некоторые из них стремились к установлению парламентского альянса с СПЯ, что повышало влияние левых сил на национальную политику. При существовании же объединенной ЛДП вопрос о борьбе за власть как борьбе за парламентские места практически отпадал. Однозначное доминирование консервативных настроений в стране не оставляло сомнений в победе ЛДП на любых выборах в конце 50-х и в 60-е годы. Это и позволило ей перенести акценты в своей деятельности с идеологизированных тезисов на форсирование политики экономического развития. В итоге основной политический конфликт первого десятилетия послевоенной Японии оказался снятым: опасения интеллектуалов по поводу реставрационных политических целей консервативных политиков постепенно размывались, и хотя ЛДП не теряла имиджа консервативной силы, ее облик все больше ассоциировался в глазах избирателя не столько с задачами восстановления довоенных политических ценностей, сколько с прагматичной экономической политикой и повышением общего благосостояния народа.



Ваше мнение о публикации — в [форуме] сайта.

E-mail Андрея Ильницкого: ami@amicable.ru  
2003-2005 © А.М.Ильницкий —› Личная информация / биографическая справка
Тех.поддержка: Виталий Ильницкий   Хостинг: Hosting.HNS.ru