|
![]() | ![]()
"Энергия, вера и преданность, которые мы вкладываем
в это дело, озаряет нашу страну и тех, кто служит ей, и зарево этого костра сможет осветить весь мир» Дж.Кеннеди Традиционно, этим летом состоялся очередной Испанский семинар Московской школы политических исследований – уникальная поездка, уникальный опыт! Опыт федерализма в стране, формально не являющейся федерацией, опыт демократии, глубокой и одной из самых успешных, хотя и одной из самых молодых в Европе, опыт последовательной приверженности децентрализации, на фоне осмысленного восхищения своей интеграцией в Европейский Союз, веры в его перспективы, несмотря на все последние неудачи и сомнения, связанные с непринятием Конституции ЕС во Франции и Голландии, наконец, опыт истинной публичной политики и примеры истинных публичных политиков... Но все по порядку. Данный семинар можно назвать седьмым-первым испанским семинаром Московской школы политических исследований. Седьмым потому, что в седьмой раз группа российских политиков, бизнесменов, представителей НКО, однажды объединенных Школой, поехали в Испанию – государство автономий за новым опытом, ощущениями, знаниями, вдохновением. Первым же потому, что в первый раз такой семинар проводился совместно с Фондом им. Пабло Иглесиаса, финансируемым Социалистической партией, выигравшей на последних парламентских выборах. Уникальность, или двойственность самого мероприятия положила начало открытию нами череды других уникальностей, относящихся уже больше к характеру и смыслам самого испанского транзита, и сделавших весь семинар неординарным, необычным, но вместе с тем и непростым по осознанию упущенных возможностей российского переходного периода… Вся программа семинара была очень сбалансирована. Сессии именитых профессоров чередовались со встречами с политиками и чиновниками, реально воплощающими только что услышанную нами теорию в жизнь. Что касается примера эффективно развивающегося региона, за основу в данном семинаре была взята Андалусия – первый регион в Испании по численности населения и второй – по протяженности. Удивляюсь, как же мы начали наше изучение взаимоотношений центра и регионов не в самой Андалусии, а поехали сначала в Мадрид (это единственное обстоятельство, которое могло вызвать сомнения в логичности, учитывая, что реальная политика в Испании делается в регионах, а центр живет по «остаточному» принципу), но видимо такая логика была бы менее удобна в смысле логистики. Если серьезно, на всех встречах, сессиях, во всех дискуссиях с завидной периодичностью и частотой по-хорошему резали слух такие слова, как переговоры и консенсус. Куда бы мы не приходили, с кем бы не встречались (от Государственного секретаря по вопросам территориальной кооперации Министерства государственной администрации Испании до мэра Кордовы или вице-мера Севильи, столицы Андалусии), какая бы партия не была у власти (в Андалусии, например, как и в Испании у власти социалисты, а в Кордове – коммунисты), всегда во главу угла ставится процесс обсуждения, процесс переговоров между центром и регионами, властью и обществом, правящей партией и оппозицией и т.д. Диалог, так же как и децентрализация, как и разнообразие и плюрализм регионов, осознанно принимается и почитается всеми сторонами как ценность. Все проблемы в Испании могут быть решены методом системного диалога, причем голос общества в любом диалоге – наивысшая ценность. В одном из министерств Испании нам как-то мельком рассказали о некой «Белой книге» и ее роли в законодательном сопровождении реформы Сената и реформы Уставов регионов. Оказалось, эта книга предназначена для сбора, систематизации, анализа предложений по данным вопросам со стороны гражданских институтов и вообще любых граждан Испании. Законодательная деятельность строится, таким образом, по схеме снизу-вверх, даже на самом высоком уровне, и никак не наоборот. Причина же, по которой этот вопрос (о «Белой книге») был просто затронут мимо ходом и сами докладчики ему не придали особого значения, заключается в том, что важность и непререкаемость таких вещей считается и, что более важно ощущается, в Испании абсолютной нормой, естеством. Именно поэтому же мэр Севильи на вопрос одного из наших коллег о существующих технологиях повышения явки избирателей на выборах в Севильи, в удивлении не могла ничего ответить кроме как – «повышайте доверие ваших избирателей». Вопрос не понят, другого не дано, испанские политики давно ложатся и встают с мыслью о том, что они наняты обществом, и не вызывает сомнений вопрос о том, кто распорядитель бала. И даже король имеет право на все, кроме вмешательства. Одно из принципиальных отличий испанского политического процесса от российского заключается в том, что в Испании под политикой подразумевают гласность и открытость всякого политического действия, публичность убеждений и мнений, стремление к компромиссу и консенсусу ради общего блага, поиск точек взаимодействия при намеренном вовлечении в этот процесс поиска как можно большего числа сторон, ощущение всеми акторами этого процесса права собственности по отношению к своей юридической собственности, городу, провинции, региону, а значит и стране, при этом готовность брать на себя и ответственность за все «свое». А еще очень важно понимание испанскими элитами, которые задают национальные культурные нормы, своей ответственной роли.. В заключение хотелось бы сказать, что творить историю современности не может никто, кроме нас самих. Кто-то сказал, что история повторяется, но это всего лишь дурная привычка. И никакая привычка, даже самая глубокая, не может подменить собой свободу выбора и возможность выбирать такую историю, в которой поступки людей будут определяться сознательностью, честностью и убежденностью. Но готовы ли мы к этому?
P.S. Некоторые составляющие испанского успеха, актуальные для России:
Померанец Ася
27 июня 2005, Москва.
| ![]() |
|