|
![]() | ![]()
Содержание:
ПОЛИТИКА НАРОДНОГО УПРАВЛЕНИЯ В 21 ВЕКЕ Моральная основа демократии Народное управление в Швеции 1. Укрепление демократической осведомленности Школы Открытые гражданские форумы 2. Развивать участие Повышение качества политики Информационные технологии на службе демократии Лоббисты не должны регистрироваться Гражданское общество Представительная демократия и прямая демократия Политические партии 3. Сильное самоуправление Местный референдум Разные дни для выборов Муниципальное деление Прямые выборы в органы власти города и муниципального округа (района) Использование имеющихся возможностей Источник ресурсов для мобилизации на местах Содействие демократии Реформы в ООН 4. Совершенствование институциональной подотчетности Власти не должны посвящать себя лоббированию и формированию общественного мнения в собственных интересах Развитие общественного духа Независимая и бесплатная статистика Более четкое разделение ответственности Содействие доступу граждан к информации, в том числе и через ИТ Расширение возможности граждан защищать свои права Укрепление гарантии правового качества политического процесса 5. Оценка (определение качества) народного управления Аудит Защита независимости исследования Мультидисциплинарные исследования демократии Введение: Сперва мы формируем структуры, Затем структуры формируют нас У.Черчилль. И в нашей стране, и за рубежом часто говорят об особом менталитете россиян. О менталитете, который якобы не приспособлен к созданию и развитию гражданского общества. Мол сами люди, уже на институциональном уровне вобравшие в себя патерналистские ожидания, апатичные чувства и комфортные ощущения собственной отстраненности от власти — и есть основное препятствие формирования гражданского общества и демократического государства в России. Но так ли это на самом деле? Действительно ли пассивное общество — это главная проблема затянувшихся реформ в России? Неужели общество, которое никак не может само завоевать себе свободу — не достойно ее? Жан Монне, стоявший у истоков создания общей Европы, в своих мемуарах (которые в прошлом году были изданы Московской школой политических исследований) написал: «Люди, оказавшись de facto в новой ситуации или иной системе обязанностей, приспосабливаются к ним и сами становятся другими. Они становятся лучше, если окружающие условия изменились к лучшему; в этом, попросту говоря, и состоит прогресс цивилизации». Изменение неизменно зависит от окружающих условий! Создает ли Россия, как государство, благоприятные условия для того, чтобы общество почувствовало возможность и степень своего влияния на принимаемые властью решения, чтобы осознало, какую власть оно может иметь над властью? Есть ли в стране условия для демократической осведомленности и гражданского просвещения общества? Ведь невозможно хлопать в ладоши одной рукой, невозможно достичь осознания демократии одними лишь призывами к инициативе граждан, не создавая почвы для этих инициатив, не доверяя гражданам. Ведь свобода — это не афиша, которую наскоро читаешь на углу улицы. На самом деле свобода — это сила и энергия, которую чувствуешь в себе и, что очень важно — вокруг себя. Эти риторические вопросы постоянно крутились в голове, не покидали нас во время поездки на семинар с Московской школой политических исследований в Швецию, страну, где, несмотря на то, что все государственные «шторы из полиэтилена» , создана и активно работает Правительственная Комиссия по Шведской демократии, в составе Правительства — Министр по вопросам демократии! Одна из сессий семинара в стенах Ригсдага (парламента Швеции) была посвящена деятельности этой Комиссии, вел ее — Маттиас Людвигссон, представитель Комиссии. Именно Маттиас, в ответ на наш интерес, предоставил английский вариант отчета о деятельности своей Комиссии, за что ему огромное спасибо! Вообще, Правительственная Комиссия по вопросам Шведской демократии — уникальный пример серьезной последовательной работы над созданием дополнительных и совершенствованием существующих условий функционирования полноценного гражданского общества в Швеции. Опыт, как нам кажется, очень интересный и ценный для нашей страны. Интересный — информационно, ценный же отношением, стремлением, открытостью и желанием со стороны государства, тем чего не достает России. В этом официальном документе Швеции говорится о многом, например, о насущном для России — местном самоуправлении. Шведы уверены — местное самоуправление должно быть превыше всего, это важнейшая арена политического участия граждан. В России же даже в рамках реформы (!) местного самоуправления приходится часто слышать: «мы бы отдали больше полномочий на места, да население не справится, не сможет переварить ответственность…». Само название документа, с которым мы Вам сегодня предлагаем познакомиться — «Устойчивая демократия» — вселяет оптимизм и уверенность. Устойчивая демократия — это демократия, имеющая множество точек опоры, подпорок, которые делают ее стабильной и незыблемой. Именно о составляющих шведской демократии и говорится в переведенном нами и представленном ниже тексте — официальном документе Правительственной Комиссии по вопросам Шведской демократии. Думается этот опыт, и такое отношение государства к обществу будет интересно и полезно нам в России, где демократии крайне необходимы дополнительные точки опоры и вдохновение! Ася Померанец, 18 июня 2003 г. Фрагмент: ...Демократия не является чем-то постоянным и неизменным. Демократические институты довольно хрупки — для их построения требуется гораздо больше времени и сил, чем для их разрушения, особенно когда речь идет о возможном применении силы. Однако, процессы, разрушения демократии и демократических институтов могут происходить и медленными темпами, через небольшое, но осознанное изменение важных элементов системы. Так называемая <ползучая де-демократизация> (коррозия демократии), означает, что даже при отсутствии каких-либо намеренных, разрушительных действий, демократические институты могут терять эффективность и снижать свои стандарты. Такая ситуация может возникнуть когда, например, оппозиция игнорируется или подвергается гонениям со стороны правящего большинства, или когда политические представители умышленно злоупотребляют доверием граждан... Полный текст доклада — в этом архиве >>Текст доклада также можно найти на сайте Алексея Клешко www.kleshko.info.
Ваше мнение о публикации — в [форуме] сайта.
![]() | ![]() |
|