|
![]() | ![]()
Российская публичная политика как в трех соснах заблудилась в треугольнике — власть, бизнес и общество. Теневой сектор российской политики расширяется. Политика инсталляцийБудучи не в почете у нынешних властей публичная и открытая политика, не осознана бизнесом как насущная потребность и не востребована политически непросвещенным российским обществом. А между тем сегодня, как никогда, очевидна бесперспективность преобразований, если они опираются лишь на волю государства. Большинство таких инициатив тормозятся чиновниками или тонут в "гражданском вакууме". Реальная демократия — и последние выборные кампании — яркая иллюстрация этому — подменяется виртуальностью разнообразных пиаровских инсталляций. В итоге — реформы "двигает" кучка либералов из администрации президента и правительства страны. Будучи элитой общества эти силы не имеют реальной опоры в самом обществе… Ни один из государственных и общественных институтов нынче в России не пользуется ни доверием, ни уважением. Высокий рейтинг президента Путина не подкреплен институционально и «зависает» над пустотой, измеряемой разницей в доверии общества персонально к нему и отсутствием такового к властным институтам. Пирамида доверия в России перевернута и стоит на вершине — очень неустойчивая конструкция. Между тем миссией, назначенной Путину в первом его президентском четырехлетии, было обеспечение в стране стабильности. Отчасти её — миссию — формировал общественный заказ — естественная психологическая реакция на революционные потрясения 90-х. И этот заказ выполнен президентом. Неясно лишь, что же мы имеем по истечению путинского четырехлетия — негативный застой или позитивную стабильность? Непонятно — «стакан Путина» наполовину пустой — или уже наполовину полный? Элитная политикаПолитика в России — не общественный, а элитный продукт, в смысле — продукт взаимодействия элит. У каждой вершины социального треугольника — власть, бизнес и общество — свои элиты. Верхние эшелоны федеральной и региональной бюрократии — ныне выступают как властные элиты. Элита бизнеса — прежде всего крупный бизнес, так называемая олигархия. И, наконец, собственно общество представляют гражданские элиты. Элиты взаимодействуют и соперничают друг с другом — их отношения сегодня в России далеки от партнерских, носят несбалансированный и зачастую конфликтный характер и в разной степени влияют на развитие страны. Все постсоветское время борьба за страну идет, по преимуществу, между бизнес-элитой и бюрократией. В 90-х годах победу одерживал бизнес. С приходом Путина и установлением «принципа равноудаленности» ситуация стала меняться в пользу бюрократии. Драматические события вокруг ЮКОСа, громкие отставки в Администрации президента и, наконец, провал правых партий на выборах, лишь оформили победу бюрократии над бизнесом. Очевидно, что элиты гражданского общества выступают в этом партнерстве-соперничестве как очевидный аутсайдер и зачастую не берутся в расчет. Власть для вежливости иногда поворачивается в сторону гражданского общества, проводя пафосные Форумы, однако это скорее имитация партнерства. Бизнес же еще не осознал важности третьего сектора — гражданского общества — как своей опоры и надежного партнера. Общественная политикаПреодолеть верхушечный, элитарный характер российской политики, сделать её публичной по-сути, можно только в опоре на гражданское общество. Гражданское общество для большинства россиян — пустой звук. Между тем опыт успешных стран доказывает, что в его существовании должны быть заинтересованы и бизнес, и власть. У российского бизнеса есть своя миссия в построении гражданского общества. Бизнес, являясь локомотивом российской экономики, задает модель эффективного хозяйствования и формирует сообщество независимых, деятельных и ответственных людей — ресурсную основу гражданского общества. Зачем российской бюрократии сильное гражданское общество? Ответ на этот вопрос зависит от того, как власть видит развитие России. Если власть хочет разделить с обществом ответственность за будущее страны — то гражданское общество необходимо. Авторитаризм — монополия на принятие решений — притягательны и очень удобны при определенных условиях — когда общество консолидировано и состояние экономики стабильно. А что если страна — по объективным или по субъективным обстоятельствам окажется в череде кризисов, когда власти надо будет принимать непопулярные решения? С кого спросят люди в государстве, где даже за лампочки в подъезде ответственен президент Путин? Вопрос риторический. Власть, ради её же устойчивости, должна быть рациональным образом перераспределена между уровнями — и большая её часть — особенно в каждодневном варианте — передана вниз — на уровень местного самоуправления — туда к гражданскому обществу. Но возникает вопрос — а есть ли кому подхватить «командирское знамя» — там внизу? Где тот кадровый ресурс, способный эффективно реализовывать «реформы Козака» на местах? Есть ли оно — гражданское общество — в России? Спасительные институтыГражданское общество не купишь в магазине, даже за большие деньги, и не назначишь декретом «сверху» — его надо выращивать «на земле». И бизнесу, и власти необходимо создавать и финансировать институты и фонды, втягивающие на системной основе активных, граждански мыслящих, ответственных людей в политику, тем самым, формируя новый политический класс России. В российском обществе — и в регионах в особенности — есть немало людей, деловых и «незамутненных», восприимчивых к новым знаниям и подходам, способных воплощать новаторские устремления в жизнь. Их необходимо находить, объединять и поддерживать. У них должны быть, созданные на властью и бизнесом, публичные площадки для дискуссий, представляющие возможность учиться и расти, совершенствовать свои гражданские устремления на основе ценностей, которые уже выработаны мировым сообществом. Такие социально активные и ответственные, демократически настроенные граждане и будут реализаторами проекта новой России. «Сперва мы формируем структуры, затем структуры формируют нас…», — писал Уинстон Черчилль. В этих словах ключ к реформированию российской политической системы не отвечающей ныне вызовам 21 века. Как справедливо писал в одной из прошлогодних статей в «Эксперте» Александр Привалов: «…Так что нужны, нужны России и фонд либералов имени Гайдара, и фонд консерваторов имени Столыпина, и даже фонд жириновцев имени Жириновского. Нужны институционализированные очаги политической мысли и гарантии ее разнообразия. Не надо жалеть на это бюджетных денег — потребная здесь грошовая сумма тысячекратно окупится…». Добавлю лишь, что одних бюджетных ресурсов недостаточно — российский бизнес также должен сброситься на гражданское общество — на свою самую надежную крышу и залог стабильности. Некоторые лидеры бизнеса уже это поняли, но далеко не все… Вариант миссии Путина-2004Так уж сложилось, что у нас сегодня почти все зависит от президента. От того, какой проект реформ предложит президент обществу на предстоящих выборах, зависит то, по какому пути пойдет Россия. В отличие, от первого президента России, президент Путин выступает на публике, практически, каждый день и на разные темы. В зарубежных поездках он делает порой более 5-ти выступлений в день в различных аудиториях. Колоссальная работоспособность и отмобилизованность президента и его команды спичрайтеров! Фактически Путин — единственный, кто озвучивает позицию власти в публичном поле — все остальные либо молчат, либо им позволительно только дополнять, сказанное президентом. Позиция президента в этом раскладе заведомо выигрышная: все о нем говорят, вынуждены комментировать его действия, а он высказывается только тогда, когда сочтет нужным. Так ли хорошо это? Не думаю. Как уже указывалось — публичного пространства, площадок для дискуссий и информационных обменов между властью, бизнесом и обществом за прошедшее четырехлетие не создано. Несмотря на всю масшабность путинианы в российских СМИ — президент остается закрытым для общества. Неясно и как сам Путин видит свою миссию. Президент Путин конечно не Людовик XIV . Однако он не слишком ошибется, если повторит вслед за "Королем-солнце": ««L'etat c'est moi» («Государство — это Я», фр.). И, пожалуй, совсем соответствует складывающемуся ныне положению дел в российской власти следующее: «Государство — это администрация президента Путина». К концу 2003 году стало очевидно — Путин — это, прежде всего, лидер бюрократии. А потом уже все остальное. В этой констатации — нет негатива. Более того, если президент, пользуясь своим колоссальным властным ресурсом, осуществит в грядущем четырехлетии административную реформу, создаст предпосылки и условия для эффективного взаимодействия и развития бизнеса и гражданского общества, сбалансирует и отстроит на равноправных партнерских основах отношения в треугольнике — власть, бизнес, общество — ему гарантировано место в истории новой России. Миссия вполне выполнима. Необходима лишь воля.
| ![]() |
|