От распределения к преференциям. Несколько слов о культурной политике модернизации

Статья опубликована в «Независимой газете»  за 27.12.2011.

В качестве иллюстрации. Лень - двигатель прогрессаНачиная с 1950-х годов почти полсотни стран объявляли о начале модернизации, и лишь каждая десятая (!) признана успешной. Но реформы удавались только в той мере, в какой опознавались людьми как свои, как приемлемые культурой модернизирующихся стран. А поэтому и российская модернизация будет принята нашими людьми КАК ИХ ДЕЛО, лишь если она будет близка им по жизненным приоритетам, целям и ценностям. Культура, формирующая мировоззрение и образ будущего, – опорный механизм мотивирования общества к участию в реформах.

Сегодня в управлении российской культурой доминирует чиновничий стиль: не создавать условий и стимулировать развитие, а контролировать и распределять. При этом, как правило, сохраняется и охраняется не столько культурное наследие, сколько зависимость от персоны чиновника. Распределительный тип финансирования культуры порождает патернализм и убивает инициативу. В отрасли есть подвижники и профессионалы – но в целом в культуре преобладает тип чиновника, ноющего и прибедняющегося просителя или, наоборот, ушлого махинатора, сдающего филармонии под корпоративы и концерты заезжей попсы. Сферы культуры/туризма/спорта/книгоиздания и медиа существуют отдельно друг от друга, курируются разными ведомствами.

На сегодняшний день есть две ключевые модели государственной политики в области культуры. Первая заключается в том, что государство не управляет культурой. Вторая – где государство напрямую определяет ключевые культурные процессы. Российской культурной политики как системы пока нет вовсе.

Что делать? Взять за основу, к примеру, французский опыт – не регулировать и распределять, а поощрять и направлять отрасль через систему стимулов – вот приемлемая формула культурной политики российской модернизации… Через преференции, задавая направления движения, осуществлять культурный процесс. Выстраивая культурную политику на принципах стимулирования, надо прежде всего выявлять то, что уже работает САМО, то, что «присуще» той или иной территории, культурной среде и что люди реализуют не под гранты и заказ, а по своей инициативе. Поддерживать практики, основанные не столько на сохранении (архаика) и/или на разрушении (авангард), а именно на обновлении/модернизации, на эволюционном принципе последовательных изменений существующей реальности. На этой основе строить и государственно-частное партнерство в культуре. При этом акцент делать не на поддержке «производителей идей и культурных образцов» – авторов, творческих коллективов, издательств и пр., а на поддержке «культурного продукта» и потребителя культуры. То есть культурных инноваций, направленных на «внедрение культуры» в общество, а именно – не на кинопроизводство, а на прокат, не на издателя, а на книгораспространение и библиотеки, не на музей как таковой, а на активизацию культурного процесса вокруг него и т.п.

Государственной культурной политики как совокупности мер, направленных на достижение ясного результата, нет ни в Центре, ни в регионах. Симптоматично, что и федеральный бюджет на культуру уменьшился в 2012 году по сравнению с предыдущим. Более того, наблюдается крайняя зависимость культурного ландшафта регионов от персональных предпочтений руководителей, их личных вкусов, пристрастий и, извините, общего уровня культуры этих высокопоставленных чиновников. При этом один губернатор или мэр любит акварель, другой – народную музыку или реже (но случается) джаз, а третий, совсем наоборот, – хоккей. Так и получается: в этом регионе музыка, в другом – живопись, а где-то клюшки стучат по льду в такт. В существующих на сегодняшний день 295 показателях оценки эффективности губернаторов даже нет специального раздела, посвященного культуре. Косвенно (!) к данной сфере можно отнести лишь три показателя: 1) среднемесячная номинальная зарплата работников государственных (муниципальных) учреждений культуры и искусства (проверяемый индикатор); 2) удельный вес населения, участвующего в платных культурно-досуговых мероприятиях, проводимых государственными (муниципальными) учреждениями культуры (пустой индикатор); 3) количество экземпляров новых поступлений в библиотечные фонды общедоступных библиотек на тысячу человек населения (пустой индикатор).

А поэтому отношение к культуре в регионах – кто в лес, кто по дрова. Вот процент от региональных бюджетов, выделяемый на культуру: Карачаево-Черкесия – 3,6%; Пермский край – 3%; Кировская область – 1,5%; Удмуртия – 1%; Нижегородская область – 0,7%. Чем определяется такая, а не иная доля расходов на культуру – непонятно. Убежден – только если оценка работы чиновников будет зависеть от показателей состояния культуры, модернизация здесь пойдет. Цифры и индикаторы, описывающие «культурный ландшафт регионов», ДОЛЖНЫ БЫТЬ проверяемы, понятны, обязательны. К примеру, на энное число школьников должна быть одна музыкальная и одна художественная школы, в библиотеках – минимально необходимый перечень наименований (а не экземпляров) и количество книг и т.п.

Переходя к политике стимулов и преференций, поддерживая культуру в регионах в ее разнообразии, надо обеспечить минимально достаточное общее. То есть необходимо введение единого культурно-административного стандарта для территорий.

Культуре как отрасли нужны современные кадры управленцев иного уровня компетенций, нежели у тех, что готовятся сегодня в профильных учебных заведениях. Объявленный президентом тренд на децентрализацию власти – крайне актуален. Важно, отдавая на места средства и полномочия, обеспечить их квалифицированным менеджментом. Муниципалов и региональных чиновников от культуры надо учить работать с ресурсами и полномочиями – переходить от распределительного администрирования к работе с ценностями, стимулами и преференциями. А тех, кто не способен перестроиться, убирать и менять. «Размазать по губам» можно любые средства, превратив финансирование культуры в «бочку без дна», а все деньги уйдут в песок – вернее, будут освоены без пользы для общества и культуры. Черчилль как-то сказал: «Генералы всегда готовятся к прошлой войне…» Давайте признаем, что и многие из тех, кто ответственен за состояние культуры в стране, ментально остались в прошлом. Каждому народу его культура предоставляет уникальный код доступа к будущему. Надо лишь не пройти нужную развилку и выбрать правильное направление. Прав был Ницше: «Не вокруг творцов нового шума – а вокруг творцов новых ценностей вращается мир».

6 комментариев


  1. «сколько зависимость от персоны чиновника.»

    Сложно спорить о том, что( и Как) от персон(личностей) зависит на местах. Места(пространства) довольно ёмкие по ситуациям и во времени.

    Менять мировоззрение взрослых дядей и тетей весьма сложно. Хоть они и по-попугайски берут «пример» с «соседа»(губеры), всё-же самым эффективным инструментом завсегда был и остаётся актуальным — Индивидуальный Подход. Т.е. ОБУЧЕНИЕ этого самого менеджмента должно производиться Сверху. Тот самый, старый добрый «имперский» (кавычки — формально) подход. ИНТЕРЕСЫ губеров и прочих местных(шпанюги) проистекают(и — Зависят!) от вполне понятных факторов, поддающихся как регулированию так и контролю. … Всё та-же песня)) — «сначала кормить, а уж потом е…ть» … ))) … Последовательность должна быть соблюдена безукоризненно…

    … Именно ОБУЧЕНИЕ, а не «распоряжения», «декларирование» или (пошлятина ващще) — «Политика» )))

    «Единый культурно-административный стандарт» — это как раз Имперское. А Территориально — эт то самое РАЗНООБРАЗИЕ(как следствие из вышесказанного)

    … Опять-же, довольно сложно и зависит от того, Что Именно понимается(на местах) под понятием КУЛЬТУРА. … Возможно, что в воспитательном процессе необходимо позиционировать «Культуру» к «Историю» для привязки абстрактной чиновниколичности (гыы) и денежно-вещевого эквивалента его мировоззрения к пространственно-временному континууму(Стране, Империи, …) .

    Ответить

  2. Я согласен, что стандарт нужен, нужна шкала по которой мерят успешность развития Культуры. Однако не может быть успешного разхвития ни в культуре, ни в чем то ином, и я об это писал, до тех пор пока не будут поставлены четкие ориентиры в и цели развития государства, пока не будет четкой идеологии развития государства. При этом мы должны понимать. что если мы будем брать американские или западноевропейчские цели и ценности развития, то о собственной культуре и собственных стандартах придется забыть.

    Ответить

  3. Шкала ужас какая нелинейная … Вот даже по небольшой цитате из статейки:

    » … При этом акцент делать не на поддержке «производителей идей и культурных образцов» – авторов, творческих коллективов, издательств и пр., а на поддержке «культурного продукта» и потребителя культуры. То есть культурных инноваций, направленных на «внедрение культуры» в общество, а именно – не на кинопроизводство, а на прокат, не на издателя, а на книгораспространение и библиотеки, не на музей как таковой, а на активизацию культурного процесса вокруг него и т.п. … »

    Кинопроизводство, Издатель, Музей. По первым двум «конкуренты» обозначены, напр «издатель vs библиотекарь» да и киноиндустрия — это организм или даже симбиоз особое внимание к отдельным)) его частям предлагается уделять автором статейки … А с музеями вообще не понятно … Библиотеки разве не музеи? Или госфильмофонд не библиотека? Или вот домашняя книжная полка на которой хранятся самые любимые … или там корешки под интерьер?? )) … Или вот напр — коллекция носителей с Кино/Музыкой?

    Ожидать от прокатчиков «современных»(модных, временных) форматов и форм-факторов и покупать(рассылать по Государственным Библиотекам тот же фуфел/качество за «бюджет под Культуру») то-же самое кино(технически/визуально) но на «современном» носителе, покупать то же самое стерео но не на виниле а на чуть меньшем кружочке и к тому же блестящем? Или мож вон те парочка изданий на оч хорошей бумаге(с тиснением) с гравюрами сменять на «мелованную-супер-эдишн-технолоджи» книшку отпечатанную фуфлошрифтом и красиво украшенную фотками тех самых гравюр?? … Я то не куплю, а вот героические чиновники и управленцы с энтузиазмом нашлёпают миллион законов распоряжений и указов))) … по Культуре)) … Культурных Законов)) … … Что то там я хотел сказать оп сумптуарных законах … А, фиг с ними …

    Чуть чуть слегка глубже: Киноиндустрия, продукт — Кино. При ознакомлении задействуются зрение и слух. Зрению даются(одновременно) как минимум Образы и Символы, простой пример — фильм на незнакомом языке и субтитры, более сложный пример — самостоятельные эпизоды связанные эпизодом-ключом расположенным в финале(просто), «где-то в середине»(сложнее), либо ссылкой на Название)) … Символическое/Символизирующее)) …

    Если к единому организму(!) — Киноиндустрии, добавить ещё и технологии, простоту копирования и воспроизведения(тиражирования) то станет понятно что пересмотру понятий и восприятия всего этого организма должны подвергнуться Все его компоненты.

    Книгоиздателей и библиотеки(книжные) невозможно подвергнуть даже самой примитивной декомпозиции. Сама СУТЬ этого всего явления настолько стара заезжена (мертва?) что любые попытки идти по этой дорожке (анализировать) обречены на тупиковые финалы… Хотелось бы напомнить Автору)) о грандиозной «работе» проведённой на заре Web, в области «красоты букаф» )) … Масштабы космические, по ресурсам материальным и человеческим. Книгопечатники-верстальщики внедряли свои устаревшие на тысячу лет знания и умения в той области(технологической) которая уже тогда(!) требовала НОВОГО подхода или на крайняк взгляда на происходящее … Корни этих «спецов» расположены в майкрософт, адобе и иже с ними. Они живы и поныне! ))) … На той же самой «почве» — Грибнице)), живут и здравствуют «идеи» по заполнению книжных полок бумажными книжками! ))) … Нуууу … Или Фотографиями страниц этих книжек в электронно-ламповом виде)))

    Что такое «музей» — непонятно вовсе … Вот например витрина некоего магазина, в которой выставлены некие вещи … Вчера появился магазин? Двести лет он тут находится, переходит по наследству, и Вещи всё те-же? … Кофейные чашки … Вчера(200 лет тому) были с вот такой позолотой а сегодня вот такой … А губами прикоснуться к чашке — всё теж ощущения что и 200 лет назад))

    А киноиндустрия в состоянии показать мне кино 1950 года, что бы в тыловых колонках едва слышно стрекотал проектор и с царапинами на экране?? … Или СВОИ аудио и видео фильтры придётся задействовать?? А компакт-диск с музыкой того ж года, с шорохом иглы по винилу?? … А когда то и шумок можно добавить от лампового усилителя к музычке…

    (О книгопечатниках ничо не буду ато потрёте всю критику)

    … И про сумптуарные энти законы, туды их в кочерыжку, забываю чо хотел … Вышеописанное фильтрование а тем паче изготовление ПО для этого дела, ведь незаконно)) … Вполне законны — запрет на сохранение ценностей, запрет на преемственность, запрет на Стабильность, запрет на сохранение Истории и Памяти(генетической?) … Подскажите мне бар в котором вкус водки такой же как и 50 лет назад и останется таким через ещё 50 когда я снова туда зайду! (торговые марки не упоминаются. чисто философически) … Водки нету, дайте хоть книжку)) … Тот самый томик стихов который я листал лет 30 тому назад в какой то библиотеке! В какой билиотеке он Сегодня?? Я помню бумагу, шрифт и запах той книжки! Стихи я и так помню … Без надобности ходить в библиотеку … Если я туда пойду, то найду там ДРУГИЕ стихи. Слова те-же но на другой бумаге … И пахнет говном(хим. термин … возможно … в химии не силён) … Слова те-же, да. Сказанные будто бы другим человеком … Издателем, которому выдали сумптуарную фуфло-лицензию разрешив ПОВТОРИТЬ чьи-то слова не проверив его дикцию и глазки на предмет дальтонизма … На водочку те ж кретины кстати выдают ГОСТы и ТУ … А на чашки кофейные Кто выдаёт лицензии?? … На те, которых приятно губами касацца? … А на Вкус кофе который в той чашке? … А вот ещё например Кружева могут быть в витрине … А не, в кружевах я не разбираюся … Хорошо хоть есть кто разбирается … )))

    … Шкала по которой Культуру мерить(?), наверно на кружева похожа. … Если Культуру — Мерить)), то какая же это будет Культура? )) … Дозированная? Просчитанная? Промерянная?? )))

    А если упростить? )) … С одной стороны Добро, с другой стороны Зло. И Шкала между ними …

    И снова вопросы …

    Горизонтальная или Вертикальная эта самая Шкала?? )))

    Ответить

  4. «К примеру, на энное число школьников должна быть одна музыкальная(1) и одна художественная(2) школа»

    1. Не школа, — Учитель.
    2. Не школа, — Художник.

    Прочие банальности вроде: «В каждом полку — герой», «В каждом ОВД — честный мент» … и прочее в том же ключе …

    А у вас просто тренды. Трендики)) … Скажите ещё — «на энное количество спортшкол — столько то чемпионов» )))

    Ничо што я так вот критикую?? ))) Я ж любя, правда))

    Ответить

Добавить комментарий для Andrew Sazonoff Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.