Культуре необходим современный менеджмент


Реформы в России всегда удавались лишь в той мере, в которой они соотносились с культурой национальной. Культура, формирующая мировоззрение и образ будущего, — опорный механизм мотивирования общества к реформам.
Партия, запуская проект «Культура и время», учитывает, что модернизация состоится только если она станет общим делом и будет принята людьми.
Успех реформирования напрямую зависит от реальной оценки состояния культуры и культурной политики в стране.
Что же мы имеем?
В управлении культурой доминирует чиновничий стиль. Его суть — не создавать условия и стимулировать развитие, а контролировать и распределять. При этом, к сожалению, сохраняется и охраняется, как правило, не столько культурное наследие, сколько зависимость культурного процесса от персоны чиновника. Преобладающие типажи чиновника от культуры — это либо тип «ноющего, прибедняющегося просителя», либо наоборот ушлого махинатора, сдающего филармонии под корпоративы и концерты заезжей попсы.
Менеджмент культуры находится на уровне «позднего совка», когда стиль и методы еще остались, а ответственность уже ушла. Распределительный тип финансирования культуры — порождает патернализм и убивает инициативу. Не выявляются, не поддерживаются, а чаще отторгаются инноваторы в этой сфере.
К сожалению, такая унизительно-просительная «снизу-вверх» позиция удобна не только чиновникам, но и многим деятелям культуры. Добавим к этому крайнюю зависимость культурного ландшафта от персон руководителей регионов и муниципалитетов, их вкусов, пристрастий и, извините, общего уровня культуры этих высокопоставленных чиновников.
Семен Франк в «Вехах» более 100 лет тому писал: «В этом распространенном в интеллигенции стремлении успокаиваться дешевой мыслью, что «во всем виновато начальство», сказывается рабья психология, чуждая сознания личной ответственности и привыкшая свое благо или зло приписывать милости или гневу посторонней, внешней силы».
Напомню, что в 2007 году указом Президента РФ был утвержден перечень критериев оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти (всего 43 показателя). Из них всего лишь 6 относятся к культуре, да и они касаются в основном процесса, а не результата, не проверяемы «на цифре» и носят субъективный характер.
Именно поэтому крайне важно внедрение в культурную политику четкого целеполагания, ответственности за результат и проектного подхода. Иначе можно распылить и освоить любые средства. Чем, впрочем, многие и занимаются.
А теперь собственно о проекте.
В проект «Культура и время» мы заложили и СОХРАНЕНИЕ (через — гражданский и партийный контроль и мониторинг), и СТИМУЛИРОВАНИЕ (через конкурсные и грантовые механизмы).
Основными направлениями реализации проекта планируются:
1. «Культурный диалог». Организация системы дискуссионных площадок и культурных акций на федеральном и региональном уровне.
2. «Кадровое обеспечение культурных инноваций». Проведение серии конкурсов, направленных на выявление лучших в профессии, поддержку и популяризацию положительного опыта, построение системы, мотивирующей приток молодежи и современных менеджеров в отрасль.
3. «Пространство культуры». Проведение информационно-аналитической деятельности. Анализ и мониторинг состояния отрасли, инвентаризация культурных ресурсов страны, выявление конкретных проблем и позитивных примеров их решения во всех сферах культуры.
4. «Культурное законодательство» Разработка предложений направленных на развитие законодательной инфраструктуры в сфере культуры.
5. «Культурный мониторинг» Создание информационно-образовательного портала, посвященного вопросам культурной модернизации и реализации проекта. Портал призван создать универсальную среду общения, предложить механизмы продвижения инновационных идей, совместных средств работы над проектами, организовать консультационно-образовательную помощь.

В проекте преполагается уделить особое внимание Интернету, как новому инструменту формирования мировоззрения, а поэтому и культурному феномену, имеющему к тому же глобальный характер. Ни в коем случае не в режиме «КОНТРОЛИРОВАТЬ И НЕ ПУЩАТЬ» — а «ЗНАТЬ, ПОДДЕРЖИВАТЬ И НАПРАВЛЯТЬ».
Приступая к реализации проекта, мы сегодня располагаем и дополнительными ресурсами.
Это – первое — фундаментальный доклад по культуре, подготовленный Фондом «Стратегия 2020», который мы активно используем в работе. Общий вывод этого исследования состоит, в том что, на самом деле, как это ни парадоксально, именно ставка на самобытность и предопределяет западный, европейский путь развития страны и соответственно путь ее модернизации.
Это — второе — готовящийся в ГД ФС РФ закон о культуре. В рамках проекта мы постараемся активно обсудить и сформировать предложения в этот закон. Но уже сейчас присоединимся к замечаниям Общественной палаты, требующим ввести в обязанность проводить экспертизу влияния любой государственной программы на культуру, а также ответственность чиновников за реализацию культурной политики.
Это и третье — сейчас в регионах на улицах, в коллективах, через интернет — идет активный сбор предложений в «Народную программу». Уже поступило более полумиллиона предложений. Культурные запросы далеко не на первом месте — но 1-2% предложений и наказов касаются культурной сферы. И они будут задействованы в работе.
Мой друг и один из основателей Либерального Клуба ЕР — Дмитрий Коган предложил как-то «объявить год культуры России… в России». В самом деле, как мы гоним на Запад сырую нефть не перерабатывая её в России, так и в культуре зачастую все то талантливое, что появляется — от фестивального кино, до музыкантов и художников — еще не сформировавшись, стремится реализоваться на Западе, так и не став культурным явлением в собственной стране. Россия за МКАД-ом не интересна культурным деятелям. И, добавлю, эта Россия не очень-то ждет их.
Разумеется — на высокую культуру надо формировать спрос, и ей надо платить. Здесь нужна и новая культурная политика, система стимулов и преференций, и современный менеджмент. Для этого нужен, если хотите, цивилизационный сдвиг.
Триада — закон, доклад и наш проект, да, плюс к этому «Народная программа» — это хороший концентрированный удар, который может прорвать фронт равнодушия, прибеднения, убогости и патернализма, доминирующего в культурной политике, как на федеральном уровне, так и на местах.
И еще! Будущее должно влиять на актуальную политику сильнее. Великий испанский писатель Хосе Ортега-и-Гассет писал: «…наша жизнь — это прежде всего столкновение с будущим… Главное, в чем мы живем, — не прошлое и не настоящее; жизнь — это деятельность, устремленная вперед, а прошлое и настоящее раскрываются потом, в связи с этим будущим. Жизнь — это будущее, то, чего еще нет…».
Черчилль как-то сказал, что генералы всегда готовятся к прошлой войне. Культура же предоставляет каждому народу уникальный код доступа к будущему. Надо лишь не пройти нужную развилку и выбрать правильное направление.
Надеюсь, наш с вами проект поспособствует правильному выбору.
Вы можете спросить, кто все это будет делать? Мы с Вами и будем. По утверждению философа Дж.Милля: «Один верящий стоит девяносто девяти интересующихся».
В заключении приведу высказывание Владислава Суркова: «…партии должны не только разделять избирателей по взглядам и убеждениям, но и объединять их вокруг общих ценностей. Избирателей разделять, народ соединять. Таким мог бы быть конструктивный принцип российской многопартийности…». Культура российская и есть лучшая платформа для такого объединения.

Опубликовано также на сайте газеты «Волгоградская правда» и ER.RU »

15 комментариев


  1. Российские экономические реформы, претворенные в жизнь до середины 1990-х годов не поддаются однозначной оценке. Попытки преобразить советскую экономику, сделанные М.С. Горбачевым (в 1985-1991 гг.), и последовавший за этим полный провал перестройки только засвидетельствовали всю серьезность проблемы перехода к рыночным отношениям. Начиная с 1991 года, под руководством Б.Н. Ельцина, страна сделала большой шаг в направлении рыночных отношений, перейдя к рыночному регулированию цен. Однако первые годы развития экономики постсоветской России были отмечены такими неправильными действиями как приватизация (часто за гроши) ведущих промышленных предприятий и политика поощрения импорта, а также заключение контрактов с иностранными партнерами на заведомо невыгодных условиях, что больно ударило по отечественной промышленности. Также, вплоть до 1996 года практически полностью отсутствовала законодательная база для новых рыночных отношений. Поэтому, хотя возращение к плановой советской системе к середине 1990-х годов уже было маловероятно, конфигурация и перспективы развития экономики России оставались неопределенными.
    Кроме того, курс рубля по отношению к доллару США постоянно падал, и темпы инфляции в стране были очень высокими. Такое состояние экономики делало очень сложным оценить размер ВВП России в долларах США для сравнения с ВВП других стран.

    Ответить

  2. …..»Триада – закон, доклад и наш проект, да, плюс к этому «Народная программа» – это хороший концентрированный удар, который может прорвать фронт равнодушия, прибеднения, убогости и патернализма, доминирующего в культурной политике, как на федеральном уровне, так и на местах.»….

    — Есть большие сомнения, что такими средствами прорвете фронт равнодушия. Мой опыт говорит, что этого явно не достаточно.

    А так вообще, конечно, хороший проект для освоения чьих-то денег. И тема вечная. Если получите финансирование, могу помочь с освоением. 🙂

    Ответить

  3. АМИ, идея хорошая, но мне кажется надо конкретезировать понятие «культура» для данного конкретного проекта

    Ответить

  4. Кстати, уважаемые, обратите внимание. что в статье прозвучал очень важный тезис — тезис о культурной экспансии. От экспансии своего мировоззрения, своих культурных традиций мы отказались после 1953 года, и по сути дела занялись культурным изоляционизмом. «Сегодня ты играешь джаз, а завтра Родину продашь!!» Трудо представить, что бы в годы ВОВ советские солдаты на отдыхе слушали немецкие песни и смотрели немецкие фильмы, а вот в годы Афганской кампании солдаты уже во всю наслаждались Битлзом, Ролинг-стоунсом и т.д. Поэтому необходимо всячески поддерживать инициативу АМИ.

    Ответить

  5. я уже поддержал)))) вчера про ЭТО написал…сегодня была очередной сбор участников опенЭйр*а…осматривали территорию, выбирали площадки….одна из проблем: как не допустить на площадки «неадекватных»?…по пути закинул пару фантазий -идей, которые тут же были подхвачены ребятами и в момент созданы рабочие образы…чрезвычайная обратная связь)))) В связи с вышесказанным, осмелюсь сказать, что Sibir прав в недостаточности инструментария…в беседах про креативщиков говорил, и сегодня абсолютно уверен, что при реализации подобных проектов, особенно в начале необходима рабочая группа таковых..т.е. креатив…вопрос: как отобрать , особенно если прозвучит волшебное слово»финансирование»….)) Отсюда один из вариантов: делать упор не на действующих, а собрать городскую тусовку молодых…не всех конечно, а тех, кто тусуется со своими..благо , предположу, что в каждом городе есть подобные нашему «Гуманитарному проекту»…это костяк, а уж они то по ходу подтащат близких по духу «исполнителей»…мне так каеется)))правда одна штука есть..не пилят они..))))

    Ответить

  6. Молодец Рифатыч, а я всё в отпуск не могу уйти и все ругаю Фурсенко, власть и проклятых бюрократов, придумавших болонскую систему — с магистрами и новыми учебными планами.

    Ответить

  7. `Всё,что связано с моим любимым музыкантом Дмитрием Коганом,горячо поддерживаю и одобряю!!!!1

    Ответить

  8. Культурное освоение лучше без культурного? Только я не понимаю, как по забитому каналу пойдет новая кровь? Тромбы убрать, канал построить понимаю, это в планах?
    Понравилось выражение Вашего друга, оно стоит внимания. Русский год в России. Может и о соотечественниках пора подумать…
    Спс. Сув.

    Ответить

  9. Александр, правильно заметили реформы в России всегда удавались лишь в той мере, насколько они соотносились с культурой национальной. Культура, формирующая мировоззрение и образ будущего, — опорный механизм мотивирования общества к реформам.

    Ответить

  10. Согласна с тезисом, что идея хорошая. И еще больше согласна с тем, что основная заковыка — в том, что понимать под «культурой». В бюрократическом обороте это главным образом область «прекрасного»; и Вы правы, что с менеджментом в этой сфере у нас в общем и целом неважно (хотя обобщать таким образом — это тоже в духе бюрократии; жизнь богаче). Но в аспекте «культура и модернизация» — это бесконечно шире. И этот зазор между смыслами одного и того же слова для формирования политики может быть критичен.

    Не могу не порадоваться, что организаторы проекта восприняли вывод коллег, готовивших доклад о культуре, о том, что «на самом деле, как это ни парадоксально, именно ставка на самобытность и предопределяет западный, европейский путь развития страны и соответственно путь ее модернизации» воспринят всерьез. Наверное, осознание этого обстоятельства и вытекающая из него перестройка всего дискурса о России и Европе/Западе — это наиболее существенный шаг к прорыву в области культурной модернизации. Да только сделать его чрезвычайно трудно: наш старый дискурс западничества vs. почвенничества — это серьезная рамка, задающая систему координат, в которой мы привыкли мыслить. Правда, «вековечность» ее мы тоже преувеличиваем. Маргинализировать дискурс западничества vs. почвенничества получалось по крайней мере дважды, по-разному (в начале ХХ века и после 1917-го); но до конца — по разным причинам — это не удалось. Удастся ли на этот раз? Многое «за», но многое и «против». Причем неправда, что ничего не меняется; меняется, но трудно выскочить из»колеи». Пытаюсь про это писать, но книга получается бесконечной (в смысле никак не могу ее закончить — каждый раз лето слишком быстро кончается:-).

    Ответить

  11. Ольга, Если система утратила всякую ценность и стала тормозом, она должна исчезнуть, а цепляющиеся за нее классы и группы должны подвергнуться преобразованию.

    Ответить

  12. ОТ раговора к делу.
    Предлагаю уникальную тему: Развитие спортивно-туристического комплекса с решением экологической катастрофы озера Неро в Ярославской обл.
    В подарок себе (Вам, PR,стране, правславию, будущему и настоящему Президенту) и в честь празнования в 2012г. 1150летия зарождения государства Российского (указ президента №267 от 3марта 2011г.)
    инвестировать в горнолыжный комплекса (организация рельефа -намывом).
    Почему это выгодно?
    Только эстетическая сторона — уникальный Вид с будущего склона откроет красивейший кремль и моностырь в новом ракурсе. Это и Православная мекка , с поломниками, и культурно-исторический центр «Золотого кольца» России с плотным посещением туристами города Ростова Великого
    Сорвпадение с политикой государства: развитие спорта и туризма, ликвидация накопившегося экологического ущерба см. последние совещания по профильным вопросам мин. спорта и туризма, Президентский выезд 10-11июняна совещ. в Дзержинск
    подробности см.: http://stroyprud.ucoz.ru/index/ozero_nero/0-11

    Ответить

  13. ну намыв никогда не был экологическим благом….Глебу! Да надоела эта суета до чертиков..ботсад отстояли , теперь надо его наполнять действом и Действием…а болонский как то сюда не вписывается))))завтра будут разговаривать с ректором насчет моего обратного всовывания в сад))))

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.