О взаимодействии Высокой Культуры и Православия на примере Науки

Виталий Найшуль опубликовал в интернет-издании Полит.ру замечательную статью-размышление «Удочерить высокую культуру!» Рекомендуем ко вниманию.
Фрагмент:

Чтобы страна имела Большую Науку, ученому должно быть психологически комфортно. И рискну утверждать, что в российском социуме настоящему ученому комфортно, по крайней мере до той поры пока он не сталкивается с материальными проблемами жизни и творчества. Его высоко ценит узкий круг единомышленников, а непосвящённые считают за чудака и юродивого, что в нашей культуре – положительная оценка.
Но воцерковленному ученому не очень комфортно в Церкви. Как правило, его страстная научная деятельность рассматривается православными батюшками, как отвлекающая от религиозной – более высокой и более важной для спасения души.

9 комментариев


  1. Про стимулы к научной деятельности см. «Понедельник начинается в субботу» (текст): «Они были магами потому, что очень много знали, так много, что количество у них, наконец, перешло в качество, и они стали с миром в других отношения, нежели обычные люди… Они приняли рабочую гипотезу, что счастье в непрерывном познании неизвестного и смысл жизни в том же. Каждый человек – маг в душе, но он становится магом только тогда, когда начинает меньше думать о себе и больше о других, когда работать ему становится интереснее, чем развлекаться в старинном смысле этого слова. И, наверное, их рабочая гипотеза была недалека от истины, потому что так же как труд превратил обезьяну в человека, точно так же отсутствие труда в гораздо более короткие сроки превращает человека в обезьяну. Даже хуже, чем в обезьяну»

    Про отсутствие автохтонного научно-технического прогресса — не согласен. Была потрясающая школа русского космизма, сочетающая мистицизм с верой в науку. Федоров, Циолковский, Вернадский, Чижевский… Где-то рядом Демихов и Мичурин. В общем, в качестве идеолгии модернизации можно рекомендовать на выбор либо русский космизм, либо советсвкое научное ницшеанство, или если угодно, интеллектуальный расизм. В общем, если ты не включился в процесс модернизации — ты хуже обезьяны.

    Ответить

  2. Я не верю во всевластие геополитических факторов. В части экономической географии — тут да. А мышление человека сейчас не зависит от места жительства. Интернет он везде интернет — и в портовом Городе и на Урале. За ссылку спасибо. Забавно что моя последняя статья размещена на том же портале. http://www.arcto.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=1538 В принципе, тоже можно прислонить к идеологии модернизации.

    Ответить

  3. соглашусь с Глебом….вроде как начинается то же, что было в свое время с экологией, когда стали резко обособляться «отдельные» направления:инженерная экология», социальная экология, и т.п. и т.д. То же происходит сейчас с гуманитарной сферой в отношении «всовывания» ее в тренд модернизации.Мышление и культура взаимосвязаны всегда и везде.Разделять их бессмысленно и опасно…модернизация может быть только и только как совокупность high-tech*a & high-hum*a!

    Ответить

  4. что то мне это выражение напоминает))))Hi Cu-u-u-u-u…когда увидишь желтые штаны….)))

    Ответить

  5. Рифатыч, вы написали правильно, есть большая опасность в забалтывании темы. При этом теряется сам смысл проблемы. Об инновациях только ленивый сейчас не говорит, но среди ВИП персон, с которыми я общаюсь в живую и в иннете, наверное только Вы и АМИ понимает суть проблемы. Не всякое новшество есть инновация. Даже на уровне министоров нет четкого понимания и четкого осознания доктрины инновационного развития. Первые люди государства не понимают какие риски несут инновация и модернизация. Поэтому очень трудно работать в этих условиях.

    Ответить

  6. совершенно с Вами согласен, Глеб! В процессе подготовки к парламентским слушаниямпо ботсадам( в том числе как структурных единиц инновационного пространства страны) столкнулся с абсолютным невежеством .И именно на том самом уровне , про который Вы и говорите.Самое страшное, что высокопоставленные чиновники постоянно аппеллируют к «прирученным» ученым, которые тут же…авторитеты…блин! Справедливости ради надо отметить, что в ходе более менее длительного разговора, многие понимают(вернее, возвращаются к реалиям))).ю.на днях один из таких запросил мой доклад на конфекренции в свой сборник от Иститута философии РАН..офигеть…Зато в родном универе откровенно не пустили на встречу с академиком по тематике наследия Вернадского…((

    Остается надеяться исключительно на возможности уважаемого АМИ по созданию некоего пространства где наши слова могли бы быть услышанными…

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.