Сурков: планируется либерализация законов по выборам и партстроительству

Внесённый сегодня в Государственную Думу Президентом Дмитрием Медведевым законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» направлен на изменение процедуры отставки главы муниципального образования. По словам Владислава Суркова, выступившего с разъяснением данного законопроекта, основанием для начала указанной процедуры могут быть «действие либо бездействие соответствующих должностных лиц, повлекшие за собой массовое нарушение прав граждан, систематическое неисполнение прямых обязанностей по решению вопросов местного значения и осуществлению делегированных государственных полномочий». «…Инициировать процедуру удаления в отставку могут как депутаты представительного органа муниципального образования, так и руководитель субъекта Федерации (только в части ненадлежащего исполнения госполномочий). Решение принимается двумя третями депутатов местного совета», — пояснил Сурков. При этом главе муниципального образования, отметил Сурков, гарантируется возможность выступления перед депутатами представительного органа и в СМИ с изложением своей позиции по существу предъявленных претензий. Он отметил, что законодательная инициатива президента «является частью комплекса мер по корректировке политической системы России, сформулированных в Послании Федеральному собранию«.

Подробнее об этой и других инициативах Президента и Партии:

1 Снижение барьера на выборах для прохождения партий в Госдуму с сегодняшних 7% до 5%. «Логика тут проста, — заметил Сурков. — 5% -почти 1 миллион избирателей. Это много! Сейчас их голос не только теряется, но и переходит другим партиям, победившим на выборах. А это несправедливо». Планируется, что партия, не одолевшая барьер в 1%, но набравшая 5%, получит от 1 до 3 мест в Госдуме. «Говорят, это мало, — тут же прокомментировал цифры первый замруководителя администрации. — Но знаете, в парламенте сегодня и с 15 голосами ничего не решишь, и с 40 голосами тоже. Для этого надо 226 голосов. Но в каждой партии обычно есть по 2 — 3 плеймекера, которые и являются ее лицом».

2 Собственно, получение партиями, выигравшими выборы в регионе, возможности предлагать президенту кандидатуру на пост губернатора. «Сразу оговорюсь, мы не за возвращение прямых выборов губернаторов, — пояснил Сурков. — Многие либералы говорят, что чем больше выборов, тем лучше. Это не так. Но это и не значит, что все губернаторы будут от «Единой России». Пример Никиты Белых (кировского губернатора, экс-лидера СПС. — Ред.) это показал».

Этот законопроект уже готовится к 1-му чтению в Думе 30 января.

3 Отмена денежного залога на выборах (данный законопроект уже прошел в Думе все 3 чтения). «А то что такое — если у кого-то деньги есть, он идет на выборы. А у кого их нет?» — добавил кремлевский чиновник.

4 Снижение количества собираемых подписей для участия в выборах с сегодняшних 200 тысяч до, возможно, 100 — 120 тысяч. «Некоторые праздношатающиеся политологи любят рассуждать, что это — полумеры, — прокомментировал инициативу Сурков. — Но это нормально, когда изменения идут плавно. В Британии с 1911 года Палата лордов ликвидируется, сокращается, но до сих пор еще действует. Может, нам стоит поучиться такому бережному отношению к политсистеме, а не ее обвалу, слому?»

5 Новый принцип формирования Совета Федерации. «Вот говорят, что сенаторов нужно избирать. Но никто не доказал, почему, — удивился Владислав Сурков. — Мы исходим из того, что этот орган стабилизирующий, спокойный, думающий. Еще слышим: а вот в США! Но мы же всю Америку сюда не перевезем, да? Но и странно было, когда непонятно откуда сенаторы возникали. Сейчас нашли компромисс. Член Совета Федерации должен сначала быть избранным в самом регионе. Критикуют, что можно будет и в сельсовете избраться. Ну правда, можно. Только для этого политику нужно котомку взять и хоть пару раз в сельсовет съездить, с людьми погутарить…» Этот законопроект прошел в Госдуме уже 2 чтения.

6 Снижение минимально возможной для регистрации численности партий с сегодняшних 50 тысяч человек до 40 тысяч. А позже, возможно, и до 30 — 35 тысяч.

7 Ротация руководства партий. «Нам возражают, что государство не может вмешиваться в дела партий, — заявил Сурков. — Но ведь партии ведут борьбу за право управлять государством. Демократическим. Вот пусть и демократизируются».

8 Возможность отстранять от должности главу муниципального образования (этот законопроект Дмитрий Медведев вчера внес в Госдуму). «Для отстранения нужны будут четкие основания, — объяснил первый замглавы администрации. — Вот есть же примеры, когда мэр города не появляется на работе полгода. И его не могут найти (похоже, Сурков привел пример главы Кулебакского района Нижегородской области, о котором на прошлой неделе писала «КП», — читайте на сайте kp.ru). Процедура должна быть публичная, с правом слова для отстраняемого и только решением местного Совета».

9 Подключение Общественной палаты к обязательной экспертизе законопроектов. Члены палаты смогут при этом выступать в комитетах Госдумы и даже на ее пленарных заседаниях.

10 Равный доступ партий к СМИ. «Это самый сложный законопроект, — резюмировал Сурков. — Все партии тут всегда недовольны, все хотят исключительно хороших сюжетов о себе и жалуются на журналистов, что они показывают политиков не так, как им самим хочется».

Подробно о выступлении Суркова – на сайте «ЕР» »  http://www.edinros.ru/

3 комментария


  1. С учётом сокращения числа политических партий и вступления в полную силу закона об МСУ данные меры являются необходимыми и достаточными.

    Ответить

  2. Меры воздействия на нерадивых мэров вроде бы правильные… вроде бы….
    Но, чесс слово, есть какое-то странное ощущение, что заточены меры под увеличение управленческого рычага вполне конкретных персоналий. Против персоналий в сущности ничего плохого сказать не хочу, но сколько раз в истории бывало: великие и всемогущие личности делают что-либо под себя, но совершенно неожиданно получают вместо «под себя», под кого то другого. Эта странная традиция столь устойчива, что поневоле пугает! К тому же нет гарантий, что этот другой не захочет помахать этим рычагом управления как ему взблагорассудится!
    Вроде бы все эффективные системы управления (будь то государственные или корпоративные) идут к децентрализации власти, а у нас что-то опять в сторону централизации закос. Не знаю… право слово — не знаю, хорошо это или плохо!

    Ответить

  3. Политическая система России может быть стабильна только при условии постоянного её изменения. Стагнация приводит к развалу. Нельзя давать людям привыкать к правилам игры. Эилиты должны быть всегда в напряжении. Власть в России одна-верховная, остальные-челядь.

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.