Андрей Ильницкий Андрей Ильницкий
Андрей Ильницкий Андрей Ильницкий
Политические интересы Книгоиздательский бизнес Личные интересы Друзья. Ссылки Обсуждения
E-mail Андрея Ильницкого: ami@amicable.ru

 Книгоиздание 
 Ваше мнение 
«Живой журнал» Андрея Ильницкого
 Опрос   —› результаты
Кто будет президентом-2008? Иллюстрация…©…temasha.narod.ru
Кто будет президентом-2008?
C.Глазьев
Б.Грызлов
В.Жириновский
А.Жуков
Д.Зеленин
Г.Зюганов
С.Иванов
А.Илларионов
М.Касьянов
Д.Козак
В.Матвиенко
Д.Медведев
Б.Немцов
В.Путин
В.Потанин
Д.Рогозин
В.Рыжков
С.Собянин
А.Ткачев
Ю.Трутнев
Н.Федоров
А.Хлопонин
А.Чубайс
С.Шойгу
Г.Явлинский
В.Якунин
"Темная лошадка" от        силовиков
"Темная лошадка" от        бизнеса
"Темная лошадка" от        гос.бюрократии
"Темная лошадка" из        парт.бюрократии
"Темная лошадка" из        регионов

 Друзья-партнеры 

Партия "Единая Россия"
EdinRos.ru



MSPS.ru


Фонд "Либеральная миссия" Евгения Ясина
Liberal.ru



 Статистика 
Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100 
eXTReMe Tracker



Internet Map
Geo Visitors Map
Книгоиздание / Рецензия на публикацию А.Ильницкого "Книгоиздание современной России" ]

"Хроника кризисов. Прогноз неутешителен"
Тема: книгоиздание современной России

Рецензия в "Независимой газете" на вышедшую в ВАГРИУСе публикацию
А.М.Ильницкого "Книгоиздание современной России"
Автор статьи: Александр Вознесенский. Выпуск 20.06.2002





Обложка. А.М.Ильницкий "Книгоиздание современной России"
Работа одного из создателей и руководителей издательств "АСТ", "АСТ-пресс", "Аграф", многолетнего редактора и топ-менеджера "Вагриуса", разбита на три части. В первой анализируется формирование современного российского издательского рынка в постсоветский период - и до наших дней, вплоть до краткосрочного (неутешительного!) прогноза на 2002–2003 годы, сулящего издателям, по Ильницкому, огромные "неликвиды" к концу текущего года - от 250 до 300 миллионов долларов в денежном исчислении, или около 100-150 миллионов экземпляров книг, или около 15-16 тысяч наименований. Во второй части Андрей Михайлович на том же фоне углубляется в "некоторые культурологические аспекты книгоиздания", прослеживая сначала период засилья переводной литературы, далее - "вала", выражающегося, во-первых, в выпуске многочисленных и разноплановых серий, призванных эмпирически нащупать читательский спрос и устремиться в деньгоносные ниши рынка, и, во-вторых, в создании авторов-брэндов, и наконец - период, названный "время проектов", каковое время образовалось после дефолта 1998 года.
Третья и самая краткая часть книги - "Новые технологии. Интернет. Электронное книгоиздание". Резюме: нам это не грозит, прибылей не приносит и принесет не скоро.
Что же сейчас? Несколько цитат. "Книгоиздательский бизнес исчерпывает резервы саморазвития". "Налицо тенденция к формированию картельной модели книжного бизнеса, к поглощению мелких издательств более крупными". "ЦБК проводят картельную политику". "В 2002 году рублевые цены на книги продолжают расти, а спрос на них - нет". "...Вся книгоиздающая отрасль будет поделена между несколькими крупными корпорациями. За десятилетием революционных и демократических реформ отрасли может наступить застой и упадок".
Но главный вывод Ильницкого состоит в том, что издательское дело в России существует от кризиса к кризису. Сейчас мы переживаем очередной, и, возможно, самый тяжелый - ибо грозит он не очистительным катарсисом, но, как уже сказано, застоем. И подкреплен "стараниями" государства по "поддержке" бизнеса, выражающимся в отмене всех льгот (благодаря которым во многом был пережит кризис 1994-1995 гг. и смягчился кризис 1998-го).
А ведь, помните, занималась-то заря новой эры более чем бойко. Как известно, крупнейшие сегодняшние издательства и издательские группы начинались на рубеже 1990-х с продажи и перепродажи книжного дефицита. С одного-двух человек. С лотка, с ларька. Затем начались первые, пиратские перепечатки западных авторов - вроде брошюрок Дейла Карнеги или детективов, приносивших баснословные прибыли. С накоплением капитала кто-то пустил его на свои издательские проекты - и замкнулся в них, кто-то ушел в другой бизнес, кто-то пропил, кое-кто продолжал заниматься исключительно книготорговлей, но умнее всех поступали те игроки, кто сумел создать собственные издательскую, складскую и полиграфическую базы (последняя важна потому, что сами директора типографий, ошалевшие от "нала", вовсе не стремились вкладывать его в поддержание полиграфбазы - да, в общем-то, и не могли), кто построил свои сети распространения по всей стране и ближнему зарубежью, да еще и влил часть капитала в какие-либо сторонние бизнесы: от ресторанного до медийного. Они-то уже сегодня и составляют те "картели", о которых много пишет Ильницкий. И он прав.
Рынок уже практически монополизирован. Но если не будет издательств малых и средних, которые и есть настоящая лаборатория издательского эксперимента, то в конце концов заглохнут и скукожатся даже монстры из монстров. Поскольку читателю - чтобы там ни говорили - всегда подавай чего-нибудь новенького. Как быть? Нет ответа. Ни у Ильницкого, ни у меня. Впрочем, работу эту можно было бы давать в качестве неплохой вводной лекции по практике издательского дела в России. Может, прочитав это, кто-то все-таки рискнет попытать счастья на ниве нового Гутенберга? Пусть только сначала ознакомится с многочисленными таблицами, составляющими приложение к брошюре. Очень отрезвляет...


Ваше мнение по этой теме — в [форуме] сайта.
Смотрите также другие материалы раздела [книгоиздание].

E-mail Андрея Ильницкого: ami@amicable.ru  
2003-2005 © А.М.Ильницкий —› Личная информация / биографическая справка
Тех.поддержка: Виталий Ильницкий   Хостинг: Hosting.HNS.ru