Ничего личного — только цифры! [инфографика]

Московская область разработала уникальную методику оценки эффективности муниципальной власти и вскоре представит ее на суд общественности.

В ее разработке приняли участие ведущие российские консалтинговые корпорации и социологические службы: Высшая школа экономики, ОАО «ВЦИОМ», корпорация “МетаСинтез”, работающая при Физтехе, ООО «Медиалогия».

Цель, которую ставили разработчики, — создать методику комплексной оценки эффективности власти. Задача состояла в том, чтобы свести десятки, а порой и сотни показателей, которыми оперирует официальная статистика к некому общему знаменателю, а затем — и в этом суть — соотнести этот знаменатель с мнением населения. Ведь не секрет, что порой по отчетам и докладам чиновников ситуация выглядит как вполне благостная — показатели растут — а население недовольно, уровень общественных настроений снижается. Бывает и так, что строятся новые кварталы, дороги, эстакады и ФОКи — а люди будто не замечают этого и должным образом не оценивают. А виной тому порой оказывается самая «малость» — неотремонтированная крыша кинотеатра, неубранный вовремя снег, разбитые скамейки в парке или закрытая баня… Есть и проблемы иного понятийного уровня. К примеру — от делового климата в муниципалитете текущее настроение обывателя зависит не так чтобы сильно, а вот экономика территории, перспективы её развития, рабочие места и т.п. — именно этим «абстрактным» для рядового гражданина показателями определяются во многом. То есть вердикт выносимый социологией из опросов населения тоже не может быть окончательным.

Решение задач стратегического развития, не упуская при этом текущие социальные приоритеты населения, — сложная политика, требующая тонкого управленческого балансирования. Здесь нужны новые подходы и в оценках ситуации, и в определении актуальных приоритетов.

Новая методика оценки позволяет соединить в итоговом рейтинге общественные настроения и экономику. Базис и надстройку — как сказали бы в советские времена… Комплексность — это первая задача, которую решали разработчики методики. Вторая — выработать рекомендации по конкретным управленческим решениям. С тем чтобы идеология лидерства, провозглашенная губернатором Воробьёвым, была обеспечена поддержкой населения и командной работой региональных элит. Это и есть умная социальная политика.

Объективно, жители муниципальных образований оценивают деятельность муниципальной власти в ходе выборов в органы местного самоуправления. Но это уже итоговая оценка работы, выставляемая раз в 4-5 лет. Задача же состоит в том, чтобы обеспечить эффективность этой работы здесь и сейчас. В этой связи есть необходимость регулярной комплексной оценки социально-экономической и общественно-политической ситуации в территориях. Именно для этого и была разработана методика оценки эффективности власти.

В качестве исходных данных оценки муниципалитетов методика берет государственную и муниципальную статистику, результаты опросов общественного мнения, а также анализ обращений жителей Подмосковья к губернатору, информацию в СМИ и социальных сетях.

Все проблемное поле области была разбито на 28 индикаторов (см. табл. 1) , по которым в мае-июне 2014 года ВЦИОМом было опрошено 43 тысячи жителей Подмосковья.

Таблица 1.

Рубрикатор проблем

рис_1

На основе данных опросов были составлены рейтинги существующих проблем в разрезе муниципальных образований. А затем, полученная информация «сводилась» с рейтингами профильных министерств и ведомств, за которыми были закреплены проблемные индикаторы. В результате были выявлены значимые проблемы, которые в первую очередь волнуют население Московской области: состояние дорог, стоимость услуг ЖКХ и качество работ управляющих компаний в сфере ЖКХ (см. диаграмму 1).

Диаграмма 1.

Оценка значимости проблем в Московской области

(по результатам опроса населения, апрель-май 2014 г.)

диаграмма 1

Определены сферы государственного управления, состояние которых жители оценивают не очень высоко: стоимость услуг ЖКХ, состояние дорог, алкоголизм (наркомания) (см. диаграмму 2).

Диаграмма 2.

Оценка состояния проблем в Московской области

по результатам опроса населения, апрель-май 2014 г.)

диаграмма 2

Не все проблемы — даже значимые — побуждают граждан обращаться с претензиями к власти. Оказалось больше всего писем по проблемам, касающихся качества работы услуг управляющих компаний, сбалансированность городской (районной) инфраструктуры, а также благоустройства улиц и дворовых территорий (см. диаграмму 3).

Диаграмма 3.

Количество обращений граждан

на электронную почту andreyvorobiev@mosreg.ru

(январь — май 2014 г.)

диаграмма 3В результате сопоставления рейтингов значимости проблем, состояния проблем и рейтинга обращений граждан, были выявлены четыре категории проблем: «наиболее острые», «потенциальные», «проблемы, входящие в зону риска» и «проблемы, входящие в зону стабильности». Таким образом, мы можем видеть проблемы, которые стоит решать в первую очередь (см. таблицу 2).

Таблица 2.

Категории проблем

таблица 3

Исходя их полученных результатов по проблемным зонам, был составлен сводный рейтинг территорий, который получили путём сложения значений отраслевых рейтингов муниципальных образований, умноженных на коэффициент значимости проблемы.

В группе лидеров оказались следующие муниципалитеты: городские округа Бронницы, Долгопрудный, Коломна, Реутов, Протвино, Домодедово, Дубна, и Фрязино. В аутсайдерах: Можайский, Пушкинский, Солнечногорский, Ногинский, Орехово-Зуевский, Сергиево-Посадский и Павлово-Посадский муниципальные районы, а также городские округа Лосино-Петровский, Красноармейск и Балашиха.

Получены весьма интересные материалы, которые уже поступили в профильные ведомства, также готовятся паспорта для каждого муниципалитеты с рекомендациями по управленческим решениям. Что позволит получить картину экспертно обеспеченную и максимально приближенную к реальности, где нет места субъективным пристрастиям и оценкам. Как говорится «ничего личного — только цифры!».

Областные власти будут использовать данные этого большого исследования для формирования областных и муниципальных программ развития, для определения, в том числе, бюджетных приоритетов, а также для управленческих и кадровых решений. В целом можно считать, что эта новая методика рейтингования муниципалитетов дает губернатору Подмосковья надежный инструмент для реализации той стратегии развития региона, которую он обозначил как «Идеология лидерства» в своем ежегодном Послании.

Функциональный АЮВ

37 комментариев


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *