Доказательство Бога

Польский священник и космолог 72-летний профессор Михал Хеллер математическим путем доказал существование следов Высшего разума во Вселенной.  Он стал лауреатом премии фонда Темплтона за 2008 год в размере 1,6 миллиона долларов «За прогресс в исследованиях или открытиях в области духовных реалий». Фрагмент тезисов, высказанных по существу, Михалом Хеллером: «…Никогда не пробовал математическим способом доказывать существование Бога. Это было бы нонсенсом. Моя мысль похожа на мысль Эйнштейна, который говорил, что наука не делает ничего другого, как читает замысел Бога, существующий в мире. Если Бог сотворил мир, а современная физика так успешно исследует мир при помощи математики, это означает, что Бог мыслит математически. В этом смысле речь идет не о доказательстве существования Бога, а о взгляде на науку с точки зрения религии… Похоже рассуждали Лейбниц, немецкий философ XVII века, а также Эйнштейн. Хотя Эйнштейн понимал Бога скорее как безличный Разум Вселенной… Обычно доказательство мы понимаем либо как доказательство эмпиричное, т.е. нечто доказывается с помощью экспериментов, либо как доказательство формальное, как аксиомы в математике. При таком понимании нет доказательств существования Бога. Вот как раз в этом и есть рука Божья, что мир позволяет себя исследовать рациональными методами науки…»

Знаменитый ученый любезно согласился дать эксклюзивное интервью «Российской газете».  Приводим текст интервью полностью:

Российская газета: Почему вам пришла в голову мысль доказывать математическим путем существование Бога?
Михал Хеллер: Никогда не пробовал математическим способом доказывать существование Бога. Это было бы нонсенсом. Моя мысль похожа на мысль Эйнштейна, который говорил, что наука не делает ничего другого, как читает замысел Бога, существующий в мире. Если Бог сотворил мир, а современная физика так успешно исследует мир при помощи математики, это означает, что Бог мыслит математически. В этом смысле речь идет не о доказательстве существования Бога, а о взгляде на науку с точки зрения религии.
РГ: Почему до вас никто до этого не додумался?
Хеллер: Похоже рассуждали Лейбниц, немецкий философ XVII века, а также Эйнштейн. Хотя Эйнштейн понимал Бога скорее как безличный Разум Вселенной.
РГ: В чем заключается доказательство наличия Высшего разума во Вселенной?
Хеллер: Обычно доказательство мы понимаем либо как доказательство эмпиричное, т.е. нечто доказывается с помощью экспериментов, либо как доказательство формальное, как аксиомы в математике. При таком понимании нет доказательств существования Бога. Вот как раз в этом и есть рука Божья, что мир позволяет себя исследовать рациональными методами науки.
Мои интересы концентрируются на трех основных темах: релятивистской космологии и математических основах физики, философии и истории науки, а также на отношениях между наукой и религией. Я опубликовал ряд статей, научных работ, а также книг, которые переведены на разные языки, в том числе на русский («Творческий конфликт», Библейско-Богословский институт св. апостола Андрея. Москва, 2005 год). Сотрудничал со многими учеными из разных стран, также и с российскими, в частности, с астрономом Артуром Черниным и физиком Андреем Грибом.
РГ: Вы получили премию «За прогресс в исследованиях или открытиях в области духовных реалий». Проводил ли кто-нибудь проверку ваших математических расчетов? Вообще в состоянии ли кто-нибудь это сделать?
Хеллер: Мои научные труды по космологии и математической физике были объединены с исследованиями отношений между наукой и религией. Поэтому мне была вручена премия Темплтона «За прогресс в исследованиях или открытиях в области духовных реалий». Естественно, мои работы по космологии и математической физике могут быть рецензированы в соответствии с правилами, принятыми в научных журналах.
РГ: Что изменится в мире после ваших исследований, какая от этого практическая, материальная польза?
Хеллер: Я буду счастлив, если кто-нибудь прочитает мою работу и подумает над ней. А то, что мы разговариваем на эту тему, уже является конкретным достижением.
РГ: Рассчитываете ли вы, что ваши труды, а также получение престижной премии помогут продвижению по службе?
Хеллер: Я не работаю за награды и из-за карьерного роста. Научная работа является великим интеллектуальным приключением.
РГ: Когда будет вручена эта высокая награда, что она для вас значит?
Хеллер: Официальная церемония по вручению премии состоится 7 мая в Лондоне в Букингемском дворце. Премия для меня прежде всего является стимулом для дальнейшей работы. Надеюсь, что это событие вызовет у все большего числа людей интерес к тому, что я написал.
Оригинал публикации: http://www.rg.ru/2008/03/29/heller.html

5 комментариев


  1. Андрей Михайлович! Спасибо за интересные статьи! Это здорово, что учёные доказывают, что есть уже некие закономерности, и только людям дана возможность проникать в эти тайны! Отлично!!! Уже хочется найти саму статью.

    Ответить

  2. Андрей Михайлович! Не подскажите ли Вы ещё какие нибудь ссылки на работы Михаль Хеллера. Очень интересно. Продолжайте в том же духе!

    Ответить

  3. Вопрос к теме: «Что такое чудо? Чудеса как объект почитания, объект познания, объект изображения»

    Комиссия по чудесам. Интервью П.Флоренского. // Журнал «Огонёк».- 19.03.2006.- №11(4936) [см. также и ещё одно интервью]
    О деятельности комиссии по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований. // Журнал «Огонёк».- 24.04.2003.- №16(4795) [см. также]
    Чудеса. Краткая справка атеиста. // И.Доброхотов
    Что такое чудо? Как его определяют наука и религия? О чудесах истинных и ложных, о возможности научной интерпретации чуда. // НТВ. Программа А.Гордона.- 05.2002
    Идти ли к старцам за чудесами?. // Известия (Москва).- 28.03.2006
    Социальный заказ на «практическую» магию. // Независимая газета (Москва).- 25.06.2003
    Синхронистичность: на границе науки и антинауки. // Материалы симпозиума «Наука, антинаука и паранормальные верования» (Москва).- 03.10.2001

    P.S. Как доказывают «святость»:

    Ответить

  4. Что касается работ и интервью М.Хеллера, упоминаний о них на русском языке немного:
    1) http://www.krotov.info/yakov/3_vera/1_vera/4b_kanon.htm
    Свящ. Михал Хеллер, Тыгодник повшехны, 2002, 351-52, доклад в Риме, в т.ч.: «Ницше заявил, что Бог умер, ибо Дарвин объяснил биологическую эволюцию естественным образом, По-видимому, Ницше считал, что Бог нужен лишь для того, чтобы нарушать свои собственные законы. Но это происходит не в процессе эволюции». Хеллер предпочитает говорить не о чуде, но: «Вижу во всем этом чуткую деятельность Творца через Им Самим установленные законы» (Новая Польша, №2, 2003, реферат Лешека Шаруга, с. 70).
    2) Михал Хеллер — участник «Суда над XX веком» в г.Краков, 01.04.2000.
    http://old.russ.ru/ist_sovr/other_lang/20000712.html

    См. также: М.Хеллер в Википедии

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.